Библиотека – храм знаний, где хранится многовековой опыт развития человечества. Стоит только переступить порог, и тебя окружат тысячи интересных «собеседников». У одних – плоскопечатных – красивые лица-обложки, у других – аудио – приятные человеческие голоса, у третьих – брайлевских – необычный точечный шрифт, понятный только некоторым, а четвёртые – тактильные – говоря современным языком, позволяют ознакомиться с сюжетом в 3D-формате.
Отдел обслуживания анивской Центральной библиотеки располагает фондом разнообразных изданий в форматах, доступных для читателей с трудностями при чтении печатных текстов: книги напечатанные крупным шрифтом, аудиокниги («говорящие» книги). Кроме того, читателям предоставляется в пользование тифло-флеш-плеер (аппарат для прослушивания аудиокниг).
С 2009 года наша библиотека сотрудничает с Сахалинской областной специальной библиотекой для слепых (СахОСБС). Привлечение ресурсов СахОСБС расширяет возможности предоставления услуг социально незащищённым группам читателей. В зоне особого внимания находятся пенсионеры, инвалиды, ветераны, родственники незрячих и слабовидящих людей, их помощники, родители и опекуны детей-инвалидов – те, кто особенно нуждается в предоставлении информационных и реабилитационных услуг.
В Отделе обслуживания вниманию читателей представлена выставка-рекомендация «Читаю, слушаю, ощущаю», которая даёт возможность читателям познакомиться с историей создания шрифта Брайля, с известными произведениями русской и зарубежной литературы в удобном формате – почитать или послушать на диске:
Издания с рельефно-точечным шрифтом (шрифт Брайля):
«Агнесс Грей» Э. Бронте,
«Ощупью в полдень» А.Вайнера,
«Песни настоящих мужчин» Ю. Визбора,
«Одержимый, или сделка с дъяволом» Ч. Диккенса,
«Бриг «Артемида»» В. Крапивина,
«Трактир на Пятницкой» Н. Леонова,
«Аббатство кошмаров» Т. Пикока,
«Русская канарейка» Д. Рубина.
Крупношрифтовые издания:
«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя,
«Басни» И. Крылова,
«Мальчики с бантиками» В. Пикуля,
«Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого,
«Пьесы» А. Чехова,
«Солнце мёртвых» В. Шмелёва,
«Донские рассказы» М. Шолохова.
Аудиокниги на электронных носителях (компакт-диски):
«Весёлая игра» М. Зощенко,
«Сказки для взрослых» З. Минькиной,
«Алмаз Раджи» Р. Стивенсона,
«Джентльмены удачи» В. Токаревой,
«Где-то на краю света» Т. Устиновой,
«Ледяные боги» Г. Хаггарда,
«Колымские рассказы» В. Шаламова,
«Граф Нулин» С. Юрского и другие произведения, озвученные известными артистами.
Приглашаем читателей познакомиться с книжной выставкой, которая будет работать до конца июля.
Н. Д. Кашина, ведущий библиотекарь отдела обслуживания
Историческая справка
Открыть окно другим навстречу
Одна точка Брайля сделала для слепых больше, чем тысячи благотворителей; возможность читать и писать оказалась важнее, чем «шестое чувство» и изощренность осязания и слуха.
Л.С.Выготский
Луи Брайль – изобретатель письма для слепых, который помог убрать языковой барьер между зрячими и незрячими: одним он помог познать недоступную красоту этого прекрасного мира и быть самостоятельными в жизни, другим – преодолеть психологический барьер в общении, тем самым создав единое мировое пространство для общения, не только через книгу.
Родился 4 января 1809 года в семье шорника, в маленькой деревушке Кувре к востоку от Парижа. Едва научившись ходить, он проводил дни напролёт в мастерской отца, играя с обрезками кожи.
В возрасте трёх лет, вертя в руках нож, он неловким движением выколол себе глаз. Инфекция распространилась на второй глаз, и к пяти годам Луи полностью ослеп.
Родители стремились дать мальчику образование и делали всё от них зависящее для его развития. Луи стал посещать деревенскую школу и благодаря живому уму и великолепной памяти хорошо учился. Отец научил его читать, забивая в доску гвозди, образовывавшие очертания букв.
В возрасте 10 лет он был отправлен в Королевский институт для слепых в Париже. Институт помещался тогда в тесном, сыром, губительном для здоровья помещении (в дальнейшем многие из слепых учеников, в том числе и сам Брайль, заболели туберкулезом). Новый ученик оказался исключительно одарённым.
В 1821 г. отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр ознакомил слепых учащихся со своей системой «звукового», или «ночного», письма, разработанной им для того, чтобы солдаты могли составлять и читать донесения в ночное время. Это была фонетическая система, в которой выпуклые точки, расположенные в две колонки по шесть, представляли различные звуки.
Луи Брайля, которому тогда было лишь 12 лет, не удовлетворила система Барбье: слишком много точек, не соблюдается правописание, нет математических символов и нотных знаков. Но идея использования выпуклых точек ему понравилась.
Днём он регулярно посещал занятия, а вечерами разрабатывал более эффективную систему чтения и письма для слепых и экспериментировал с ней. В летние каникулы, которые он проводил с родными в любимом Кувре, крестьяне часто видели, как он, сидя на обочине дороги, прокалывал иглой листок плотной бумаги.
Луи не было и 16 лет, когда в конце его осенила гениальная идея – создать условный алфавит из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три. В этой системе возможны в целом 63 перестановки. Расстояние между двумя точками Брайля 2-2,5 мм. Для прочтения текста «читатель» проводит кончиками пальцев по выдавленным строчкам.
В 1829 г. Луи Брайль опубликовал небольшой труд с изложением своей системы, которую он дополнил знаками препинания, цифрами и нотными знаками. Окончательный вариант его рельефно-точечного шрифта увидел свет в 1837 г.
Изобретение Брайля было с энтузиазмом встречено учениками и слепыми коллегами в Королевском институте, где он теперь преподавал, и его шрифт был немедленно принят за основу, поскольку он оказался гораздо удобнее классической системы рельефного воспроизведения латинских букв.
Несмотря на слабое зрение и большую нагрузку (с 1828 г. он преподавал географию, алгебру, а затем и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан), Луи Брайль продолжал добиваться признания и широкого распространения своей системы.
Постепенно его шрифт был принят во всем мире. И таким образом, этот скромный, исполненный сострадания к людям человек - все, кто знал его, отмечали его доброту - оказал громадную услугу слепым всего мира.
Умер Луи Брайль 6 января 1852 года в Париже и был похоронен в родном городе. Только через два года после его смерти алфавит для слепых стал широко распространяться во Франции и в других европейских странах. В Россию шрифт Брайля пришел в 1885 году.
Имя звучит на устах миллионов незрячих людей во всех странах мира. Оно вошло в их повседневную жизнь так же, как в жизнь человечества вошли сотовые телефоны и компьютеры.