Предлагаем вашему вниманию дайджест, посвящённый педагогической деятельности Л. Н. Толстого.
Гениального писателя на протяжении всей его жизни волновали проблемы воспитания человека. Просвещать русский народ, давать образование детям из простого народа, в среде которого кроются огромные природные возможности, – вот к чему были направлены стремления Толстого. Ещё в 1861 году в одном из писем он сообщал: «Есть у меня поэтическое прелестное дело, от которого нельзя оторваться, – это школа...». Л. Н. Толстой мечтает о школе, в которой были бы созданы все возможности для развития познавательной активности и способностей ребёнка. Основополагающей в его педагогической системе была вера в творческие силы детей, уважение к личности ребёнка, он уверен, что развитие личности невозможно при воспитании, обучении, основанных на насилии и принуждении. На этой основе строилась вся методика обучения в Яснополянской школе, которая отличалась от других школ, в том числе и западноевропейских тем, что в ней господствовало истинно гуманное отношение к детям.
Как педагог-новатор Л. Н. Толстой опередил своё время. Его наследие было обращено не только к современникам, но и к будущим поколениям. Его собственные учебники «Азбука» и «Новая Азбука» стали заметным явлением в истории отечественной методики, педагогики и детской литературы. Четыре тома «Азбуки» вобрали в себя все предметы, входящие в круг элементарного начального обучения. Потребуется ещё немало времени, чтобы осмыслить неоценимый вклад, сделанный писателем в развитие педагогической науки.
Ли Ен Цен, заведующая информационно-библиографическим отделом.