«На красное не нажимать, а то катапультируемся!»


Или о том, как мы оказались на военном аэродроме.




Ради экскурсии на секретный объект пришлось пройти сквозь сито проверок и разрешений. Но это нам, взрослым: главному библиографу-краеведу Галине Григорьевне Штепа, классному руководителю шестого класса второй анивской школы Зое Витальевне Тарасовой и мне, представителю прессы. На ребят лишь составили список. А ещё нас, экскурсантов, немного потомили в ожидании сопровождающего «из органов», без которого никуда бы не пропустили. У входа всех ещё раз тщательно перепроверили по списку. И строго-настрого предупредили, чтобы ничего не фотографировали, иначе тут же выдворят за территорию. Зато когда мы, наконец, проникли за ворота, увиденное превзошло все ожидания.

На военном аэродроме приветливо светило солнце.

Это с прошлых выходных погода испортилась, заладили осадки да ветрище разгулялся. А 16 апреля была солнечная пятница, то есть нам повезло. Экскурсию на военный аэродром в тот день затеяли в центральной библиотеке специально для школьников, кстати говоря, в русле месячника краеведческого просвещения. Саму возможность побывать на военном аэродроме для шестиклассников организовал Константин Олегович Белоконь, возглавляющий ветеранскую организацию авиаполка в составе Совета ветеранов госбезопасности. Он тоже был с нами, рассказывал и показывал. А познакомились они с Галиной Григорьевной, когда анивский краевед собирала информацию о памятниках авиаторам госбезопасности в нашем районе (газета об этом рассказывала).

Узнав о краеведческой и патриотической работе Галины Штепа, отставные сотрудники «органов» отнеслись к этому с одобрением, поскольку и сами уделяют много внимания памяти сослуживцев, воспитанию подрастающего поколения. Предложили организовать экскурсию для юных анивчан, что и состоялось, подкрепив добрые партнёрские отношения.Константин Белоконь сообщил нам, что 26 марта этого года в Сахалинской областной общественной организации пенсионеров (ветеранов) органов государственной безопасности 25 марта отметили 25 лет со дня создания.

Между тем в вертолёты Ми-8 у нас на глазах один за другим проследовали два отряда десантников. На винтокрылых машинах раскручивались лопасти, наполняя округу вибрирующим стрекотом. Набрав высоту, современные модификации легендарных «восьмёрок», удалялись к кромке сопок и пропадали из вида. Раньше подобное доводилось видеть разве что в каком-нибудь крутом боевике. Константин Олегович назвал это«учебными полётами». Кроме вертолётов на аэродроме находились и самолёты – Ан-72, Ан-26. Пообещав показать авиатехнику поближе и допустить в кабину, нас подвели к одной из «железных птиц».

Ан-26

– Это лёгкий военно-транспортный самолёт, имеет цельно-металлическую конструкцию. Используется как для доставки техники и других грузов, так и для десантирования личного состава. Может быть также переоборудован для перевозки больных и раненых. Способен перевозить три десятка десантников или 24 единицы носилок с сопровождением.В наше время оснащён различными системами, позволяющими выполнять полёты в простых и сложных метеоусловиях, – с гордостью рассказывал командир экипажа о технических характеристиках крылатой машины.

Ребятам предложили назвать составляющие самолёта, но не очень-то получалось. Зато правильные ответы они хорошо запоминали:

– Фюзеляж, воздушный винт, авиационный двигатель, закрылки, основные и передние шасси. А вот это рампа – грузовой люк, через него десантники прыгают с парашютами.

Внутри мы расположились на жёстких откидных сиденьях, нам показали систему транспортёра с возвратно-поступательным движением погрузочной цепи для перемещения груза.И рассказали интересный случай:

– Прилетели в Новосибирск как гражданский борт, то есть без поддержки от военных. И едва успели сесть, как нужно было срочно разгружаться, а груз тяжёлый, легко не справиться. Автомобиль развернули поперёк под грузовой люк, борта грузовика открыли.Выгрузили. А поскольку автомобиль не мог отъехать, попросили буксиром оттащить самолёт, дальше тронулись сами. Времени было в обрез, требовалось освободить стоянку. Вот так и вышли из положения.

На осмотр кабины экипажа заходили по трое – и мы, взрослые, и школьники. Там можно было посидеть за приборной панелью, надеть наушники, потрогать штурвал, выглянуть в боковую створку. Так что ребята выходили с сияющими глазами.

– Лётчики специально учатся, чтобы видеть все приборы и понимать, что они показывают. Скорость, высоту, обороты, режимы двигателей, положение в пространстве и так далее. Есть эхолокация. А вот то укромное место с откидным столиком – для штурмана, там он раскладывает полётную карту, – комментировал Константин Белоконь.

Когда настала очередь автора этих строк осторожно приблизиться к командирскому креслу, ветеран в шутку предупредил:

– На красное не нажимать, а то катапультируемся.

Сквозь лобовое стекло небо проникало в потаённые уголки души и манило, пробуждало мечту о полёте. Удовольствие от приобщения к его тайне получилось неописуемым. Чтобы не оставить без снимков на память, всех фотографировали в разрешённом, не нарушающем секретность ракурсе, обещали прислать.

Ми-8

Он стал следующим «экспонатом».

– Этот вертолёт у нас с 2015 года, – поведали пилоты. – Может поднять до 4 тонн груза, или 24 десантника, принять на борт 12 раненых на носилках с двумя сопровождающими медиками, доставлять груз на подвеске. В воздухе используется как летающий кран. Снабжён дополнительными баками с топливом, системой аварийного приводнения, это специально для морских регионов. В полёте может находиться до 6 часов, преодолевать до 1,5 тысячи км. По правому борту расположена бортовая стрела для режима «висения» над водной поверхностью, сушей, лесом. Длина троса – 60 метров. Это позволяет спасать людей в труднодоступных местах. Ми-8 – один из самых массовых вертолётов, его используют более 40 стран мира, а также служба МЧС.

Припомнили и курьёзный случай:

– Экипаж такого же вертолёта получил стратегическое задание: от заставы «Москальво» до другой заставы транспортировать корову с двумя телятами. Животных и морковкой заманивали, чтобы поднялись на борт, и подталкивали, и чего только не предпринимали. Кое-как управились с «пассажирами». Один из телят возьми да «стрельни», угодил в борттехника-аккуратиста. Тот всегда ходил наглаженный, а тут испачкали. Во время полёта корова с телятами уделали всю грузовую кабину. И в кабине экипажа оказались следы «расстрела» с хвоста. Когда скотину выгрузили, долго вертолёт отмывали.

Внутри Ми-8 тоже были откидные сидения и грузовая кабина. Нас снова фотографировали, в кабину экипажа запускали по двое. Можно было опять же осмотреться в кресле, примерить наушники, ощутить притяжение неба. Поразил воображение «бычий глаз», но не только из-за народного названия магнитного компаса. Про него сказали, что это самое надёжное устройство, выручает в трудную минуту, когда другие приборы отказывают.

Бортинженер сказал ребятам на прощанье:

– Чтобы работать в авиации, нужно обладать отличным здоровьем. И беречь его с детства, нажимать на спорт и учёбу.Кроме пилотов есть у нас и другие специалисты. В других службах, включая наземные, знания тоже нужны, как и чувство ответственности. Тут всё очень серьёзно.

Краеведческое просвещение продолжается

До этой экскурсии Галина Штепа успела провести во второй школе серию уроков по краеведению. И они будут продолжаться, потому что месячник «От малой родины к большой» рассчитан на весь апрель и начало мая. Библиотечный краевед пояснила, что и для чего предусмотрено в его программе, ориентированной на учеников средних и старших классов:

– Урок «Эхо Рутаки» знакомит ребят с японским периодом – самым загадочным в истории Анивы. С тем, какие были предприятия, учреждения в эпоху Карафуто, что собой представляла система образования, как назывались улицы, сколько было синтоистских и буддийских храмов. Материал иллюстрируют старые фотографии. Урок «Железная магистраль» посвящён истории железной дороги, которая связывала Аниву и Южно-Сахалинск, но была ликвидирована. К этому есть фрагменты документального фильма конца 40-х годов прошлого века о строительстве железнодорожных путей на Сахалине, слайд-презентации. «Незабытая страница истории» погружает во времена сахалинской каторги, длившиеся 35 лет. «Место невыносимых страданий», по выражению Антона Павловича Чехова.

Уроки мужества «Увековечены на анивской земле» и «Славе не меркнуть, подвигу – жить!» рассказывают о боевом пути земляков – участников Великой Отечественной войны, о памятных местах города. Это мемориальный комплекс в сквере Победы, сквер имени Ивана Ивановича Закомолдина, мемориальные доски, посвящённые героям войны Николаю Павловичу Беспалому и Виктору Семёновичу Беликову. В программу также включены уже ставшие традицией автобусные экскурсии по городу для знакомства с прошлым Анивы, её топонимикой.

Всё это воспринимается ребятами с большим интересом, задевает за живое. Они начинают смотреть на знакомые улицы другими глазами.Сильное впечатление на ребят производит и живописание увиденного собственными глазами во время путешествий: 50-ой параллели Сахалина (в Смирныховском районе), где проходили ожесточенные бои за нашу землю, мест пребывания А.П. Чехова на острове, музея в Александровске-Сахалинском.В работе со школьниками Галина Григорьевна делает акцент на любви к малой родине, почитанииеё истории и культуре, уважении к землякам. Эту задачу и считает наиболее важной.

– Любить и интересоваться летописью своего региона, края, города, села, в котором живёшь, родной школы, улицы, дома, семьи – это и есть проявление истинного патриотизма, гражданственности, – уверена главный библиограф-краевед.

С. Захарова (фото нам прислали, а последнее, возле школьного микроавтобуса – автора)

Утро Родины. 2021. 24 апреля. С.2  

 
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам




Опрос

Удовлетворены ли Вы качеством библиотечного обслуживания?
 




Мы в соцсетях

 

 











Яндекс.Метрика .