Новые книги - для вас

 

 

Баландин, Р. К. 100 великих оригиналов и чудаков / Р. К. Баландин. – Москва : Вече, 2014. – 432 с. : ил. – (100 великих).


Главное внимание в книге уделено неординарным личностям, интересным, подчас нелепым и смешным, но не глупым, не пошлым. Они выглядят чудаками, оригиналами, из ряда вон выходящими личностями. Согласно толковым словарям, чудак – человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих.

Автор книги делает основной акцент не на «убогих чудил или нелепых чудиков, а чудаков чудесных, замечательных, оригиналов по внешним проявлениям, по мыслям, умениям, талантам, творческим дерзаниям». Для кого-то покажутся нелепыми оригиналами такие, как знаменитый доктор Фёдор Петрович Гааз (1780-1853), лечивший сотни москвичей бесплатно и делившийся с ними деньгами; библиотекарь Румянцевского музея Николай Фёдоров с его принципом «Жить нужно не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех…» и многие другие, представленные в книге.

Основные критерии, по которым отбирались имена для книги, – типичность, поучительность, незаурядность, самобытность, остроумие. Наиболее подробно освещаются малоизвестные имена и те, кто заслуживает обстоятельного рассказа. Для автора важно, чтобы его книга читалась не только с интересом, но и с пользой. Поэтому в ней немало отступлений, пояснений, относящихся не только к биографиям главных героев, но и к сути проблем или феноменов, которые с ними связаны.

Соколов, Б. Вольф Мессинг / Б. Соколов. – 2-е изд. – Москва : Молодая гвардия, 2013. – 310, [10] с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).

 

Эта книга – попытка восстановить биографию Вольфа Мессинга, имя которого окружено ореолом таинственности. Кто же такой был Вольф Мессинг? Одни считали его магом, чародеем и волшебником, другие видели в нём экстрасенса. Ещё ему приписывали способности ясновидца и гипнотизёра, фокусника и иллюзиониста.

Подлинных документов, касающихся жизни и сценической работы Мессинга, сохранилось крайне мало. То же самое можно сказать и о свидетельствах очевидцев – их воспоминания, как это часто бывает, когда речь идёт о неоднозначных, выдающихся личностях, противоречивы и делятся на две группы. В первую группу входят преданные поклонники телепата, которые склонны считать его способности безоговорочными и сверхъестественными. Вторая группа небольшая – это люди, пытающиеся «развенчать миф» Мессинга, выставить его обманщиком, а также поставить под сомнения его человеческие качества. Кроме того, как считает автор, в собственных мемуарах, которые Вольф Мессинг писал вместе с литературным помощником (поскольку плохо владел русским языком, ведь до 1939 года он проживал в Польше), герой книги допускает много неточностей и даже выдуманных эпизодов.

Автором, профессиональным историком,проделана колоссальная работа:в этой книге он собрал,систематизировал и обобщил разрозненные и противоречивые факты из жизни и творчества Мессинга,подробно рассказал о его предсказаниях(сроки начала и окончания ВОВ,судьба Гитлера,гибель советской хоккейной команды в авиакатастрофе),привёл воспоминания людей,близко знавших великого мага. Читать книгу непросто, ведь документальное изложение всегда сложней в восприятии. Удивительно,что в результате сухого повествования Вольф Мессинг получился в книге живым, настоящим,простым и реальным человеком.По мнению автора, ничем сверхъестественным Мессингвсё же не обладал, но тем не менее он не был ни обманщиком, ни шарлатаном, он искренне верил в свои способности. Но его жизнь, а также необычный дар, была и остаётся загадкой…

Поликовская, Л. Жизнь Михаила Осоргина, или Строительство собственного храма / Л. Поликовская. – Санкт-Петербург :Крига : Победа, 2014. – 445, [2] c. : ил., портр.

 

«…Будут идти годы, а память о нём не поблекнет, а будет всё крепнуть, и он будет расти в наших глазах и в будущих поколениях, чем дальше, тем выше он будет. Такова судьба исключительных людей, людей-маяков, и так творятся легенды, без которых жизнь была бы серой и безнадёжной». Это сказано о Михаиле Осоргине, одном из самых крупных писателей русского зарубежья.

Кем, собственно, он был? Писателем? Замечательным: умным, глубоким, прекрасным стилистом. Публицистом? Одним из лучших за всю историю русской печати. Общественным деятелем? Очень активным, сделавшим много добра. Масоном? Едва ли не самым выдающимся в 20 веке. Но главное – он был мудрецом, достигшим высших житейских и духовных истин.

Книга Людмилы Поликовской, написанная по первоисточникам, – первая попытка жизнеописания русского писателя, который на всех этапах извилистого жизненного пути ни разу не пошёл против совести. Привлечено много неопубликованных ранее архивных документов, в том числе и тех, которые рисуют личную жизнь героя.

Федосюк, Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века / Ю. А. Федосюк. – 17-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА : Наука, 2017. – 272 с.

 

История этой книги началась в 1959 году с письма филолога и журналиста Юрия Федосюка в редакцию журнала «Вопросы литературы», в котором он призывал учёных – филологов и историков – начать работу над специальным справочником по истории русского быта, чтобы«глубже постигать произведения классиков, оживив многие строки, потускневшие из-за того, что содержащиеся в них понятия сданы в архив нашей эпохой».Но его голос не был услышан, и тогда автор письма решает реализовать свою давнюю идею сам. Работа над книгой была завершена в 1989 году, но, к сожалению, автор так и не дождался её выхода в свет.

Эта уникальная книга – одновременно и увлекательный рассказ о том, как жили в старину наши предки, и крайне необходимый исторический комментарий к этим произведениям, благодаря которому читатель сможет гораздо глубже понять их содержание.

Энциклопедия снабжена многочисленными примерами из хорошо известных произведений русской классической литературы XVIII–начала ХХ вв.Книга разделена на тематические главы, которые позволят получить сведения о тех или иных фактах прошлого не отрывочно, а в их исторической совокупности, взаимосвязано. Для простоты поиска необходимого понятия в конце книги помещён алфавитный указатель толкований.

Богданов А. П. Суворов / Андрей Богданов. –Москва : Вече, 2014. – 446, [1] с., [8] л. ил. – (Великие исторические персоны).

 

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов знаком каждому русскому человеку. Все знают его как блистательного полководца, победителя Азии и Европы, военного гения, не знавшего поражений, героя, принесшего бессмертную славу русскому оружию. Его биография и победы описаны в десятках книг, сотнях брошюр и тысячах статей. Среди исследований есть воистину замечательные, детально и глубоко раскрывающие действия Суворова и отдельные его мысли.

В то же время, начав работать над этой книгой много лет назад, автор, крупный российский историк, убедился, что несмотря на горы трудов историков, мы знаем о Суворове очень мало. Знать в его представлении означает — понимать. Знание о том, что сделал полководец, немыслимо без понимания, как он это сделал — и почему именно так. Даже современники, даже хорошо знавшие Суворова военные люди часто этого не понимали — и объясняли его постоянные победы «счастьем». Александра Васильевича это глубоко обижало, и он язвительно шутил: «Сегодня — счастье, завтра — счастье. Помилуй Бог! Надобно же когда-нибудь и умение!». Военные историки сделали для понимания этого «умения» многое. Но — далеко недостаточно.

Андрей Богданов одним из первых историков внимательно изучил и рассказал читателю, вместо множества легенд и баек о великом полководце, как сам Александр Васильевич Суворов понимал войну и армию, задачу и личность солдата. Победа для Суворова — это реализация лучших качеств человека, поставленного в условия, когда эти качества востребованы и вознаграждаются. «Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, — убеждал Суворов, — только тщетны они, если не будут истекать от искусства». Искусства, основанного на человечности. Суть военного искусства Суворова состояла в том, что полководец первым и наиболее громко сказал, что солдат — человек, сознательно, благодаря воспитанию, побеждающий вначале противника в себе, а затем и врага на поле боя.

Опимах, И. Живописные истории : о великих полотнах, их создателях и героях / Ирина Опимах. –Москва :Ломоносовъ, 2014. – 247, [3] с. : ил., [8] л. цв. ил. – (История. География. Этнография).

 

«Живописные истории» — прежде всего «книга о любви к жизни и к искусству», хотяна самом деле здесь речь идёт не о самой живописи, скорее об истории живописи. Книга не ставит перед собой задач искусствоведческого материала: автор избегает рассуждений об особенностях композиции, характере мазка, стилистических тонкостях и вообще обо всём, о чём пишут искусствоведы в серьёзных научных трудах. Зато можно найти то, что принято в статьях исторических, — обилие событий и дат, но это едва ли набор сухих фактов из учебника, скорее их вольный пересказ, где в центре внимания — лихо закрученный сюжет историй из мира живописи. Книга рассказывает прежде всего о судьбах великих творений, о художниках и временах, в которые они жили, о моделях, которые их вдохновляли. И оказывается, что у каждой картины, ставшей классикой мирового искусства, не только была, но и по сей день продолжается своя, особенная, жизнь.

В книге мирно уживаются художники разных времён и направлений — в одном ряду с Веласкесом и Рембрандтом стоят Шагал и Серов, Веронезе и Зверев, безвестный автор рисунков в пещере Альтамира и Айвазовский, Вермер и Кустодиев, братья ванЭйк, Пьеро делла Франческа, Джорджоне, Хале, Левитан, Репин, Малевич, Модильяни, Матисс… Стиль изложения «Живописных историй» напоминает монолог вдохновенного экскурсовода. Такого работника интеллектуального труда приятно встретить во время похода в музей: транслируемая им информация отлично запоминается в силу эмоциональной насыщенности. Рассказывая о жизни художников и произведений, автор в полной мере даёт волю собственным чувствам и настроениям.

Составитель Ли Ен Цен, заведующая информационно-библиографическим отделом

 


 

 



Яндекс.Метрика .